Наука о питании, так же как и искусство кулинарии, имеет свою историю.

Искусство приготовления пищи (кулинарии) – одно из самых древних видов искусств, первый человек был и первым поваром.

В древние времена, научившись добывать огонь, человек стал жарить мясо.

Добытые туши животных зажаривались на раскаленных камнях, в золе или на вертеле.

Во время раскопок поселений каменного века археологи находят выдолбленные из камня корыта, в которые первобытные люди насыпали раскаленные угли и, таким образом, доводили воду до кипения, глиняные горшки и разнообразные сосуды (прообразы современных мисок, кастрюль, сковородок).

Пища человека каменного века была тяжёлой, но, видимо, в те суровые времена, такая еда была в самый раз.

Но постепенно стало формироваться искусство приготовления более изысканной пищи.

Родиной кулинарного искусства стала Азия, оттуда через Древнюю Грецию оно пришло в Древний Рим, а далее, изменяясь и обогащаясь народными традициями, предпочтениями и вкусами, распространилось по всему миру.

Слышали ли вы такое выражение «Лукуллов пир»?

Корни происхождения выражения «Лукуллов пир» надо искать в истории Древнего Рима.

В историю кулинарии вошли пиры известного римского полководца и гурмана Лукулла (примерно, 117-56 гг. до н.э.), как ярчайший пример невообразимой расточительной роскоши.

Известный польский писатель и знаток Древней Греции и Древнего Рима Ян Парандовский в одной из своих книг, приводит пример меню приема у Лукулла (причем не самого пышного):

- устрицы из северных морей, дрозды со спаржей, пулярки, тушеные морские моллюски, запеченные в тесте цесарки, белые и черные каштаны;

- кабан, поданный целиком, но состоящий из десятка приготовленных по-разному частей, к нему: репа, салат, редька и острый соус из морских рыб;

- огромная мурена с гарниром из морских раков; к ней соус из оливкового масла, уксуса, макрели и различных овощей, приготовленных на красном вине;

- гусиная печенка;

- испанские зайцы;

- утки, откормленные инжиром;

- фрукты.

У меня одно чтение этого меню вызывает чувства ужаса, как это все можно было съесть.

Но, в это же время, например, жители Древней Спарты питались совершенно иначе.

Существует легенда о том, что один римлянин, попав на обед к спартанцу сказал: «Действительно, спартанцы самые храбрые люди. Всякий предпочел бы тысячу раз умереть, чем есть такую пищу».

Но возможно, именно такая система питания, наряду со спартанским воспитанием, и позволяла воспитывать самых стойких и выносливых воинов, находящихся в настоящей «спартанской форме».

Только представьте себе, что в Спарте молодых мужчин, вес которых превышал принятые стандарты, подвергали телесным наказаниям или изгоняли из города, а поваров, осмеливавшихся приготовить вкусное блюдо, сбрасывали со скалы.

В Спарте была суровая система воспитания, с самого раннего детства детей закаляли, заставляли заниматься атлетикой, приучали переносить боль, жажду, голод, быть непривередливыми в еде.

В результате спартанцы не только были крепкими и здоровыми, но и их фигуры являлись эталоном красоты и совершенства, словно скульптуры, высеченные из мрамора.

А теперь, из Древнего Рима и Древней Спарты перенесемся во Францию во времена правления (XVII век) короля Людовика XIV (короля-солнца), прославившегося своим гурманством и обжорством.

На королевских обедах при его дворе подавалось по 4 – 6 сортов домашней птицы, 3 – 4 рыбных блюда, около 8 мясных блюд, дичь, примерно, 10 видов тортов, не считая других сладких блюд и печенья (король был сладкоежкой).

А главной особенностью французской кухни в те времена была виртуозность и неисчерпаемая изобретательность в применении различных приправ и разнообразных соусов.

Дело дошло до того, что заглушенный ароматом и вкусом приправ, исчезал естественный вкус продуктов.

В этом вопросе изобретательность проявил и повар Наполеона.

Наполеону в походе так надоели блюда из курицы, что он пообещал лишить повара головы, если тот осмелиться еще раз подать ему на обед курицу.

Выбора у повара не было, однако, он так мастерски сумел замаскировать курицу при помощи различных приправ, что император в приготовленном блюде, ее просто-напросто не узнал.

Только в 1814 – 1815 гг. (в период Реставрации) реформа затронула кулинарное искусство – блюдам вернули их собственный вкус, а приправы стали использоваться лишь для того, чтобы подчеркнуть аромат, вкус и цвет блюда.

Именно этот принцип, обязывающий считаться с естественными индивидуальными качествами (вкусовыми и ароматическими) каждого продукта, входящего в состав блюда, и стал основой современной кулинарной науки и кулинарного искусства.

Кухни королевских и других знатных особ можно считать настоящими лабораториями, создающими истинные кулинарные шедевры, рецепты приготовления которых, держались в строжайшей тайне.

Демократизация кулинарного искусства шла медленно, но это совсем не означает, что вкусно ели только при дворе.

Очень много есть простых народных кушаний, приготовленных из простых продуктов самым несложным образом, которые уступали изысканным яствам лишь своим незатейливым скромным видом, но зато они были гораздо вкуснее и полезнее.

Рецепты этих блюд сегодня и составляют основу национальной кухни той или иной страны.

А вот сложные французские рецепты не выдержали испытание временем, слишком они были трудоемкими и дорогостоящими, совершенно не рассчитанными на удовлетворение ежедневных потребностей в еде.

Поэтому французские поваренные книги того периода – это рецепты-шедевры кулинарного искусства, оставшиеся лишь на бумаге.

А если говорить о первых поваренных книгах, то они хоть и появились в давние времена, но читателей у них было мало.

Например, гордились своей первой поваренной книгой древние греки (IV век до н.э.) и вошла в историю единственная сохранившаяся древнеримская кулинарная книга Апициевский корпус «О поварском деле», составленная в IV или начале V в. н. э.

На этом не прощаюсь, продолжение следует.