«Красота есть выражение полного здоровья организма» - так утверждали еще наши предки.
Каждый из нас независимо от возраста, хочет быть красивым и стройным.
Но задумывались ли вы, что наша внешность – это, прежде всего, отражение здоровья организма.
Все ли, глядя на себя в зеркало, удовлетворены отражением: избыточный вес, неправильная осанка, тусклые и ломкие волосы, плохая кожа и нездоровый цвет лица и этот список можно продолжать.
Чтобы понять, почему такое происходит, попробуйте ответить на вопросы:
- как часто, когда, что и сколько вы едите?
- сколько времени проводите на свежем воздухе?
- занимаетесь ли спортом (физкультурой)?
- сколько времени просиживаете за компьютером, телевизором?
Ответы скажут сами за себя: образ жизни большинства из нас нездоровый и неправильный.
Чтобы мотивировать организацию здоровой системы питания, достаточно напомнить себе следующий факт из биографии французского короля Людовика XIV:
«На завтрак король съедал тарелку пюре с гренками, тарелку супа из голубей, тарелку баранины в чесноке, десять вкрутую сваренных яиц, кусок жирной ветчины с укропом… Королю 40 лет, но лицо его оливкового цвета, почти сизое, дыхание гнусное. Он тучен и задыхается».
Избыточный вес, болезни, малая продолжительность жизни – все это «награды» за увлечение кулинарными изысками.
Но, во все времена за умеренность в еде и питье выступали видные мыслители, философы, политические деятели, писатели и поэты.
Например, за воздержание в еде ратовали римский поэт Овидий и политический деятель, философ и писатель Сенека.
А что же врачеватели и целители?
Оказывается гигиена питания – очень древняя наука и отрасль медицины.
Обратимся к древним мифам.
У Бога врачевания Асклепия (по латыни Эскулапа) было две дочери:
- Панацея – Богиня-целительница;
- Гигея – Богиня здоровья (от ее имени в последствие и произошел термин «гигиена»).
Гигея изображалась в виде молодой, стройной, здоровой женщины со змеей, которую она кормит из чаши.
Сегодня, змея – символ медицинской мудрости и чаша – символ диететики (науки о правильном питании) и гигиены питания стали символом медицины.
Да, гигиена питания – наука древняя, еще великий древнегреческий врач Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) в своих сочинениях подробно разбирал ряд положений, касающихся гигиены питания.
В частности, Гиппократ считал, что обязательно надо знать все пищевые вещества и напитки, равно, как и их свойства; знать, как ослабить или усилить те или иные природные свойства каждого из пищевых веществ; нужно знать соотношение между количеством пищи и физическим напряжением; знать, что количество принимаемой пищи зависит от телосложения, возраста человека, времени года, погоды, местности, в которой он живет.
Гиппократ говорил: «Человек носит врача в себе, надо только уметь помочь ему в его работе. Если тело не очищено, то чем больше будешь его питать, тем больше будешь ему вредить. Когда больного кормят слишком обильно, кормят также и его болезнь. Помни – всякий излишек противен природе».
Великий ученый X - XI вв. Ибн-Сина (Авиценна) составил подробную и достаточно правильную с современной точки зрения оценку питательности, усвояемости, удобоваримости пищевых продуктов, а также рекомендации по голоданию, гимнастике и массажу.
В России первые зачатки науки о питании стали появляться в IX веке с момента образования Киевской Руси.
В письменностях того периода, дошедших до наших дней, можно увидеть, что вопросам медицины, в том числе и гигиене питания, уделялось значительное место.
Например, много советов по диетическому питанию можно обнаружить в «Изборнике Святослава» (одной из самых древних сохранившихся древнерусских рукописных книг, составленной в 1076 году для великого князя Святослава Ярославича).
Также можно найти советы по диететике в сборнике «Пчела» (древнерусском сборнике изречений), переведенном на древнерусский язык в XII – XIII вв.: «Многопитание - учинение есть злых недуг», «…велице брашна (пищу) не принимати без алкания (желания еды), ни пития без жажи».
В XVII веке на Руси появляется специальная медицинская литература в виде справочников и энциклопедий: лечебники, травники, вертограды.
В них мы можем встретить подробное описание целебного значения отдельных пищевых продуктов, диет, режимов и систем питания, а так же народных средств лечения и предупреждения самых разных болезней.
В лечебниках можно было найти указания по правильной кулинарной обработке продуктов – варке и жарению мяса, рыбы, приготовлению бульонов, отваров, творога, выпечке хлеба и т.п.
Например, в лечебниках рекомендовалось отдавать предпочтение мясу молодых животных и домашней птице, что касается молока, то по питательности и вкусовым качествам на первое место ставилось овечье молоко, затем козье, и, наконец, коровье.
Особое место на страницах лечебника уделялось хлебу, как основному продукту питания, в частности, предостережения от употребления только что выпеченного хлеба: «…да не ядят хлеба горячего или гораздо мягкого, но когда переночует».
В лечебниках приводятся данные о полезных свойствах, вариантах приготовления и способах правильного использования в лечебных целях капусты, моркови, тыквы, чеснока, лука, яблок, груш, слив, клюквы, брусники, клубники и других овощей, фруктов и ягод.
В травниках были собраны сведения о лечебных свойствах различных растений.
Вертограды представляли собой большие сборники (500 и более страниц) лекарственной ботаники.
А само слово «вертоград» означает «сад», «цветник», «огород».
Например, в «Прохладном вертограде» приведено много советов по использованию пищевых продуктов для лечения разных недугов: так, смоченный вишневым соком хлеб рекомендуется прикладывать к карбункулам и фурункулам, при одышке – пить натощак кисель, при ожирении – есть гречневую кашу с молоком, при запорах – пить свекольный сок и т.д.
В вертограде можно встретить рекомендации о возможности замены одних продуктов другими, например, свежую капусту можно заменить молодой крапивой.
И надо сказать, что многие советы, содержащиеся в лечебниках, травниках и вертоградах весьма благоразумны и не потеряли своей актуальности и в наше время.