Еще со времен Древней Руси весна – это период народных праздников, праздников, символизирующих ее начало с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами и гуляньями.

Один из таких праздников – это Красная горка или Фомино воскресенье.

В наше время Красная горка (Фомино воскресенье) – праздник христианский и отмечается в первое воскресенье после Пасхи, однако, первоначально он появился еще у древних славян во времена язычества.

В древности этот праздник символизировал начало весны и праздновался с наступлением оттепели.

На Красную горку, встречая весну, люди прославляли Ярилу – языческого бога Солнца, весны, силы, плодородия и расцвета жизни и Ладу – богиню любви и красоты в славянской мифологии.

В названии праздника «Красная горка» слово «красная» у славян означало «красивая», что было связано с красотой пробуждающейся природы, а горкой называли место народного сбора, где проходили гулянья, танцы и игры.

В последствие, когда праздник стали отмечать в первое воскресенье после православной Пасхи («красного» праздника), то есть счастливого и прекрасного, название Красная горка приобрело и второй смысл.

В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога, одного из солнечных богов, который в отличие от своих братьев Ярилы и Хорса (бога зимнего солнца), символизирует жаркое летнее солнце и рядом с ними совершали мольбища, жертвоприношения и вершили суд – «полюдье».

В 988 году после принятия на Руси христианства, церковнослужители адаптировали языческий народный календарь в соответствии с православными традициями, и праздник Красная горка превратился в Антипасху (что означает «вместо Пасхи»), или Фомино воскресенье.
Праздник получил второе название Фомино воскресенье, так как был приурочен к событиям, описанным в Евангелие.

После своего воскресения Иисус Христос явился апостолам, но среди них не было апостола Фомы, поэтому услышав эту радостную весть, тот усомнился в ее истинности.

В результате апостол Фома, засомневавшись в том, что Иисус Христос – Сын Божий, захотел в этом убедиться лично и встретиться со Спасителем.

Такая встреча произошла на восьмой день после воскресения – Иисус Христос явился перед апостолом Фомой, показал ему свои раны и предложил их ощупать, только после этого апостол Фома уверовал в воскресение и признал во Христе распятого Учителя.

Таким образом, в праздник Красная горка, согласно православной традиции, в церквях проходят богослужения, посвященные апостолу Фоме, и обновляется память воскресения Иисуса Христа.

После службы принято идти на кладбище, посещать могилы умерших родственников, приносить им цветы и угощения.

В тоже время на Красную горку венчаются и играют свадьбы, в этот праздник после девятинедельного перерыва в православных храмах возобновляется таинство бракосочетания.
Существует народная примета, тех, кто женится на Красную горку, ждет счастливый брак: «Кто на Красную горку женится, тот вовек не разженится».

В XIX веке праздник Красная горка отмечалась широко, с размахом, возобновились древние славянские традиции, устраивались ярмарки и народные гулянья, а незамужние девушки гадали на суженого.

На Красную горку, как и на Пасху, был обычай красить яйца, а потом играть ими: наши предки взбирались на невысокую горку, взяв с собой освещенные крашеные яйца, а оттуда пускали их катиться вниз.

Если яйцо катилось ровно и не разбивалось — это к счастью, а если наоборот, то стоило ждать дурных вестей.

Многие приметы на Красную горку были связаны с водой, умыванием, весенним обновлением и чистотой, например, в этот день загадывали желание и бросали монетку в любой водоем, умывались святой, дождевой водой и даже водой, которой мыли иконы, что считалось средством приманить здоровье и красоту, а если парень обливал водой, понравившуюся ему девушку, то это было знаком того, что он к ней посватается.

И, конечно, на праздник Красная горка было принято надевать красную одежду для привлечения удачи и богатства.

Красная горка – это праздник весны, веселья, радости, любви, счастья и благополучия.